О том, как будет работать видеофиксация нарушений ПДД, тревожатся все водители города. Установить камеры недостаточно – всех интересует, какими нормативными актами будет подтверждена правомочность записи и как, собственно, будет вестись эта самая запись.
Камеры, снимающие движение, будут установлены на 160 точках, и, работая синхронно со светофорами, должны отслеживать такие показатели, как скорость движения, пересечение «стоп-линии» на красный свет, не пристегнутые ремни безопасности и нежелание уступать дорогу пешеходам. Эти камеры «научены» распознавать номерной знак автомобиля и при нарушении вся информация поступит в регулирующий движение центр управления, а затем нарушителю по почте придет требование оплатить штраф.
Установка видеокамер производится с целью устранить конфликтные ситуации на дорогах, возникающие из-за субъективной оценки дорожной обстановки и произошедшего ДТП со стороны инспекторов и водителей, а также с целью направить постовых на более актуальные направления.
О том, оправдывается ли эта цель, говорить еще совсем рано, и пока водители могут только надеяться, что все будет работать так, как надо, и нервозность на дорогах действительно снизится.
Использование видеокамер на дорогах позволяет фиксировать большее количество нарушений: так, после установки видеокамер в Москве, зафиксированное количество нарушений ПДД выросло на 30%, а уведомления о нарушениях получили около 41 тысячи человек.
Вопрос о правомерности видеонаблюдения – самый актуальный на данном этапе. Нигде не прописана сама процедура фиксации правонарушения, кроме того, пока непонятно, правомерно ли оценивать поведение пешеходов (помимо водителей) – ведь нередко виновниками ДТП становятся именно пешеходы.
Отдельно стоит упомянуть, что в странах, использующих камеры дорожного наблюдения, стоят знаки, оповещающие об этом водителей. Ведь, в конце концов, камеры устанавливаются не для устрашения автолюбителей, а с целью повысить уровень безопасности на дорогах.
В данное время нет нормативных актов, которые подтверждают действительность данных, полученных с камер видеонаблюдения, в качестве доказательств во время расследования. Кроме того, также нет норм о порядке привлечения к ответственности водителей, чьи нарушения были зафиксированы камерой.
В связи с этим, в Кодекс об административной ответственности будут внесены изменения.
Основной проблемой является то, что камера не может идентифицировать личность водителя. Если право на управление конкретным автомобилем есть у нескольких человек, то это может затруднить ход расследования при отрицании своей вины этими людьми.
Поэтому было выдвинуто предложение внести следующее изменение в Кодекс: при фиксации нарушения ПДД, отвечать будет владелец автомобиля. Ответственность за нарушение может быть с него снята только в двух случаях: если автомобиль был угнан, либо лицо, находящееся за рулем, было установлено.
Также были внесены следующие предложения по фиксации нарушений:
-
производить оформление постановления о наложении штрафа автоматически в форме электронного документа, подтверждаемого ЭЦП сотрудника ГСБДД. Без составления протокола постановление будет направляться собственнику транспорта по почте в течение 3-х дней. При этом данные, полученные с использованием автоматизированной системы, будут признаваться доказательствами по административному делу;
-
установить порядок, при котором штраф за нарушение ПДД будет добровольно уплачиваться правонарушителем не позднее 60 дней со дня вынесения постановления. В случае уклонения от уплаты по истечении данного срока органы ГСБДД будут производить временное задержание транспортного средства до полной оплаты штрафа;
-
ввести ответственность за установку различных предметов или нанесение покрытий на госзнаки, препятствующих их восприятию, в виде штрафа, налагаемого на граждан в сумме от одного до трех, а на должностных лиц – от трех до пяти МРЗП.
Был также проведен анализ сроков применения административных взысканий в развитых странах: он показал, что там сроки этих взысканий колеблются от одного до трех лет, что обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости наказания.
В связи с этим предлагается внести изменение в Кодекс, по которому административное взыскание применяется в течение года со дня его совершения.
Принятие актов и дополнений должно повысить ответственность водителей на дорогах, оно также должно стать необходимой профилактикой правонарушений и обеспечить большую безопасность на дорогах.
Источники информации:
Norma.uz о законности и нормативных актах при использовании видеокамер