Несколько дней назад, пока Ташкент готовился отмечать праздник, автомир был потрясен большим скандалом с участием концерна Volkswagen.
Как оказалось, компания фальсифицировала тесты на экологичность: в автомобили были установлены специальные программы, которые позволяли обходить проверки. Количество автомобилей с такими программами поражает: счет идет не на десятки и даже не на тысячи: программа-«обманка» была установлена на 11 миллионов автомобилей.
Как показали проверки, некоторые машины, прошедшие проверки на экологичность, на самом деле превышали допустимый уровень загрязнения в 40 раз.
Глава концерна, Мартин Винтеркорн, уже обратился с официальным заявлением к общественности – он заявил, что глубоко разочарован тем, что компания разочаровала покупателей и постарается сделать все, чтобы вернуть подорванное доверие.
Сложно сказать, что хуже – подорванное доверие клиентов или же санкции, которые грозят концерну. Минимальный штраф, который должна будет выплатить компания Volkswagen, составит ни много, ни мало 18 миллиардов долларов США. Кроме того, сам Винтеркорн подал в отставку, а капитал компании за несколько дней упал на 25 миллиардов евро. К этому стоит прибавить расходы по отзыву машин, замену всего программного обеспечения на нормальное, без обманов, да еще и гражданские иски – наверняка, найдется огромное количество людей, которые захотят получить от компании возмещение ущерба.
Этот скандал затрагивает не только немецкую компанию, но и авторынок всего мира. Обозреватель Исси Лаповски проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что самый оптимистичный вариант развития событий затронет только Volkswagen, во всех остальных случаях пострадает экономика Германии, а последствия затронут и Европу.
История грубейших ошибок в мире автомобилей знала куда более опасные примеры, которые напрямую угрожали жизни водителей и пассажиров. Volkswagen и его фальсификация экологических тестов не несла прямой угрозы жизни и здоровью потребителей, хотя компания Vox провела свои исследования и заключила, что выбросы от автомобилей с установленным ПО могли привести к смерти десятков и сотен человек в год.
Однако, ошибки таких концернов, как Toyota, машины которой разгонялись самопроизвольно, или GM, в которых так же самопроизвольно выключалось зажигание, что привело к нескольким десяткам смертей, продолжают функционировать (и очень успешно) и по сей день. История с Volkswagen наверняка забудется – со временем, - пока же автомир бурлит, и компания несет огромные убытки.
Помимо материальных убытков, нанесен ущерб самому бренду компании. Подумайте только – Volkswagen всегда подавал свои автомобили как экологичные, экономичные и мощные. И тут оказывается, что не такие уж они и экологичные, даже наоборот.
На создание и внедрение программы, обманывающей проверки, у концерна ушло шесть лет. За это время многие другие компании сумели создать по-настоящему более экологичные системы.
Что из этого следует? Во-первых, резко упала конкурентоспособность Volkswagen. Во-вторых, на исправление своих же ошибок, замену программ и создание нормального, экологичного двигателя, у концерна может уйти столько же времени, если не больше. Но нужно ли будет это через шесть лет?
Разорение же компании – самый плохой вариант развития событий, о котором говорит обозреватель Лаповски, - грозит большими проблемами для экономики Германии и затронет не только автомир.
Во-первых, следует вспомнить о рабочих: на концерне Volkswagen работает более шестисот тысяч человек.
Во-вторых, одним из акционеров Volkswagen является само государство. Дивиденды направляются на многие правительственные программы – например, на помощь беженцам из Сирии. В этом свете, по словам Лаповски, разорение компании кажется весьма сомнительным – государство попросту не даст компании обанкротиться, иначе последствия будут очень тяжелыми.
К чему на самом деле приведет скандал в концерне Volkswagen и как это отразится на авторынке – покажет время. Мы же пока можем только следить за развитием событий и гадать, что было бы, случись такое у нас.
Источники информации: