Сложно представить себе, как бы водитель управлял автомобилем без приборной панели. Важность информации, которую она предоставляет, переоценить невозможно.

Правда, без понимания значений индикаторов, которых на разных приборных панелях большое количество, водителю – начинающему или пересевшему за руль автомобиля с другой конфигурацией панели – будет очень сложно следить за состоянием машины и безопасностью на дороге.

Приборная панель встроена в торпедо и располагается напротив водителя. Иногда она может располагаться посередине торпедо, между водителем и пассажиром – это зависит от конкретного автомобиля. Такое расположение приборной панели характерно для автомобилей Citroen, Renault Scenic, Nissan Primera, Toyota Yaris и т.д.

Многие считают расположение приборной панели по центру неудачным решением. Есть несколько мнений относительно переноса панели: во-первых, компании производители (например, Citroen), переносят панель в центр для того, чтобы облегчить перенос руля и педалей на другую сторону – если автомобиль продается и с правым рулем, и с левым. Во-вторых, бытует мнение, что при классическом расположении панели приборов водителю приходится опускать взгляд и отвлекаться от дороги. При расположении панели по центру ему достаточно перевести взгляд вправо – то есть, дорога все равно попадает в обзор.

Являются ли эти причины верными – известно, пожалуй, лишь производителям автомобилей. Возможно, они просто хотят быть оригинальными и привлечь таким дизайном покупателей – например, приборную панель Renault Scenic уж точно можно назвать оригинальной (а вот удобна ли она, остается вопросом для водителей).

Приборы на панели работают за счет электричества от аккумулятора или генератора автомобиля. Сами они имеют механическое устройство. Однако, существуют автомобили, в которых приборная панель выглядит как экран компьютера. Такие приборные панели встроены в автомобили Citroen C4, Audi TT.

Считается, что на приборной панели должно быть не меньше десяти индикаторов. Меньшее количество не предоставит всей нужной информации, а если индикаторов будет больше – в них легко запутаться и отвлечься от управления. Индикаторы делятся на два типа:

  • контрольно-измерительные
  • контрольные лампы

Контрольно-измерительные индикаторы – это спидометр, тахометр и одометр.

Назначение спидометра известно всем, даже тем, кто только хочет начать учиться вождению. Тахометр показывает количество оборотов двигателя, а одометр – текущий пробег автомобиля. К контрольно-измерительным индикаторам относятся также указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива; в некоторых автомобилях в приборную панель встроены индикаторы давления в шинах, температуры масла в КПП и так далее.

Внимание!

Если стрелка тахометра находится в красном секторе, эксплуатация двигателя не допускается!

Если указатель температуры охлаждающей жидкости выходит за границу сектора нормальной работы, водитель должен немедленно и безопасно остановиться. Не стоит пытаться снять крышку радиатора при включенном двигателе: в нагретом двигателе охлаждающая жидкость находится под давлением и при снятии крышки может выплеснуться, что может привести к серьезному ожогу.

Стандартная приборная панель оборудована контрольно-измерительными лампами в различных комбинациях. Так, в любом автомобиле будут присутствовать индикаторы поворотников, ближнего и дальнего света, аварийной остановки и так далее.

Сигнальные лампы предназначены для предупреждения водителя о возникших неисправностях, тогда как контрольные сообщают о выполнении каких-либо функций. В большинстве автомобилей используются общепринятые изображения, хотя расположение и состав ламп может меняться.

Цвета, используемые для индикаторов (красный, желтый, зеленый и синий), имеют свое назначение: например, если водитель будет игнорировать индикаторы, горящие красным или желтым цветом, это может привести к поломке автомобиля. Красные индикаторы подразумевают немедленную реакцию водителя и сообщают о серьезных неисправностях или таких выполняемых функциях, при которых движение запрещается.

Красные сигнальные и контрольные лампы могут говорить о:

  • низком уровне тормозной жидкости
  • низком уровне или высокой температуре охлаждающей жидкости
  • низком давлении масла
  • неисправности рулевого управления
  • неисправности генератора
  • неисправности автоматической КПП
  • открытие двери автомобиля/багажника
  • включении стояночного тормоза
  • не пристегнут ремень безопасности

На приборной панели может располагаться дисплей бортового компьютера. На дисплей выводится различная информация (текстовая или графическая), также на дисплее могут показываться индикаторы контрольных и сигнальных ламп.

Что касается вида приборной панели, то спор о красоте и удобстве не кончится, пожалуй, никогда. В первую очередь, однако, нужно обратить внимание на расположение приборов: они должны быть хорошо видны водителю, не отвлекая при этом его внимание от управления автомобилем. Они должны быть видны и в темное время суток: если в конфигурации автомобиля предусмотрена подсветка по умолчанию, то она регулируется выключателем. Стоит избегать слишком ярких цветов в подсветке, лучше всего, если они будут голубого или зеленого цветов, чтобы не напрягать глаза лишний раз.

Сравните, к примеру, несколько видов подсветки:

Возможно, подсветка красным смотрится эффектнее и красивее, но представьте долгую ночную дорогу - от такой подсветки наверняка устанут глаза.

Понимание значений индикаторов приборной панели может значительно облегчить вам жизнь и обезопасить вождение.

Будьте внимательны за рулем и хороших вам выходных!

Источники информации:

Blamper.ru

Systemsauto.ru

Driving-wheel.com